Где-то в Приморской тайге лежит бомбер СБ-2
Из Владивостока до избушки таёжников ехали 4 часа туда и 4 часа обратно. У избушки пересели на ГАЗ-66 (зверь на БТР колёсах, маладца!) и тащились примерно 15 км ещё часок по лесовозным дорогам и верховому болоту до заброшенного лесного склада, потом пол часа топали пешком.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Бомбер СБ-2 лежит в небольшом болотце-ручье, в довольно плоской долинке. При падении, срубил несколько верхушек кедров и прочих дров. Видимо скорость падения была маленькой (планировал?), т. к. расплющило только кабину пилота и штурмана, до бронеспинки пилота, штурвал пилота с поперечной балкой и тросовым управлением был практически на «своем» месте. Бомбер «остановился», упершись моторами и кабиной в склон ручья со скальными выходами. Лопасти винтов изогнуты несильно, на правом двигателе одна видимая лопасть целая и не гнутая. Можно предположить, что моторы во время падения не работали. Часть элеронов-закрылков (?) лежит за левым мотором в районе хвостового оперения. Левое колесо от шасси – виден литой легкосплавный диск, резина видимо сгорела. Хвостовое колесо – резина целая. На правой плоскости крыла есть пара вырубленных топором квадратных дыр. Есть такое впечатление, что "планирование" было пологое, на маленькой скорости и самолет смял носовую часть практически на излете, замяв штурманское место под себя...
КАБИНА ПИЛОТА И ШТУРМАНА За центропланом кабина стрелка разрушена, «не хватает» боковин кабины стрелка. Самолет горел в районе кабины, видимо после катастрофы или после лесного пожара. Во время раскопок в месте носовой кабины, обнаружено множество капель алюминиевого сплава (был кусок, в который вплавлен абсолютно целый стеклянный защитный кружок от какого то прибора) и фрагментированных оплавившихся частей конструкции. Но несмотря следы огня, выкопано большое количество целлулоидных тонких обломков, прозрачных и тонированных в жёлтый цвет. Там же попадались куски тонкого стекла (2 мм) в больших количествах. Большая часть шкал приборов найдена под сохранившемся куском обшивкой «пола» пилота. Большие фрагменты боковин пилотской кабины, со всевозможными органами управления лежали возле правого мотора и под правым крылом (лебедки, управление шасси и т. п. с тросовым и гидравлическим приводом). Сдвижной колпак пилота сохранился практически полностью, сделан из стальных трубок, алюминия и нержавеющей стали. При раскопках в районе левого мотора (между мотором и «кабиной») найдены куски рассыпной звеньевой ленты с патронами и донышки от не стреляных патронов к ракетнице, выпуска 1939 года. Небольшая часть патронов разорвана от действия огня. Там же найден отдельно лежащий на поверхности гибкий лентоприемник.
КАБИНА СТРЕЛКА В районе кабины стрелка найдена сдвоенная турель под пулеметы, гильзоотвод с номером, гибкий лентоприемник из нержавеющей стали (приклепан к обшивке) элементы поворотного блистера (виден редуктор для поворота погона блистера). Турель с раскрученными болтами и прижимами под стволы. Самих пулеметов найти не удалось, как и боезапаса стрелка.
МОТОРЫ Часть выхлопных коллекторов сорвана и лежит отдельно, основные выхлопные трубы диаметром примерно 100 мм крепились на подпружиненных защёлках. Моторы видимо ранних серий, винт двухлопастной, без устройства изменения шага винта. Винты по виду из нержавеющей стали. На правом двигателе демонтирована головка блоков цилиндров (правая), отсутствует. Радиаторы сотовые, кольцевые, соты шестигранные медные, сечением с карандаш. Три года назад охотник отковырял с радиатора табличку с датой выпуска 1938 год, табличка не потеряна. Радиаторы прикрывают жалюзи. На правом моторе удалось увидеть в неудобном месте (см. фото) литую надпись на лючке, «СССР, завод № 33, К100». На фланцах впускных коллекторов видны номера и даты выпуска, в основном 1937 г. Хорошо виден генератор (?) на правом моторе. Моторы с механическим впрыском и одной свечёй на цилиндр. В развале блока стоит "паук-распределитель" на 12 трубок высокого давления к форсункам. Шатун имеет цилиндрическое сечение.
ОКРАСКА На видимых частях краска нигде не сохранилась, на хвостовом оперении видна копоть от лесного пожара. Во время раскопок кабины, найден кусок обшивки, темно-зелёного окраса.
НОМЕРА Номеров на обшивке не смогли найти. Найдено несколько самодельных бирок из алюминия (привязанных контровочной проволокой к узлам), грубо вырезанных ножницами, но ни клейм ни процарапанных номеров не видно, скорее всего, данные были нанесены краской. Найдено с пяток шкал приборов, шкалы под индивидуальными номерами, из чернёной латуни с белыми цифрами, есть надписи и буквы "наддув" 2 шт, "Т", "М", "давление бензина", капиллярный (!) датчик температуры с маркировкой "температура"
ЭКИПАЖ Останков экипажа найдено не было, как и личных вещей. Найденный в районе кабины перочинный ножик, после внимательного рассмотрения и очистки оказался более позднего времени, по памяти нечто подобное изготавливалось в 80-х годах, никелированный, «модель» ТИТАН, цена 2 руб. 30 коп.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ 1) После катастрофы, бомбер был найден поисковой партией, снято вооружение и часть узлов для экспертизы (головка двигателя, часть узлов из правого крыла, через прорубленные отверстия в обшивке).
2) Экипаж спрыгнул (или останки вывезены поисковой группой)
3) Судя по всему, этот бомбер в разные годы был неоднократно найден охотниками-лесниками-корневщиками, которые и подербанили его немного, сняв часть узлов… одно НО! Головка двигателя на 6 цилиндров вместе с гильзами должна весить самый минимум под 100 кг. И её можно вынести только на руках, т. к. дорог к месту падения ближе 2 км по пересеченной местности нет, да и ближайшая лесовозная дорога пробита лет десять назад. Короче, задача нетривиальная и не под силу одному человеку. Кстати, на правом двигателе, прострелен насквозь кожух крышки распредвала, тормознул сфотать поподробнее. Кто и когда прострелил, можно только гадать. волнует дальнейшая судьба самолёта, пока искал инфу о нём, натолкнулся вот на такое объявление: ================================= Международный институт авиа-археологии (США) ищет конструкторские схемы следующих советских самолетов: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3, Як-УТ-2, Як-9, И-15, И-15bis, По-2, По-Дит, По-УТИ-4, Пе-2, Пе-8, Ил-4, Ту-СБ-2, ТБ-3, Ту-2.
В случае наличия, готовы также купить сами упомянутые самолеты. Цена - в зависимости от состояния самолета.
Международный институт авиа-археологии (США) email: хххххх.net (на русском или английском) факс: +хххххх (на русском или английском) ================================= Аферисты млин....
РАДИО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Удивило применение спиральных защитных рукавов для проводки из нержавеющей стали, по типу шлангов для душа. Найден телефон в эбонитовом корпусе в красном резиновом уплотнителе и микрофон с латунной мембраной. Много проводки в истлевшей изоляции (нитяная и медная оплетка + каучуковая изоляция), патроны для лампочек, всевозможные байонетные разьемы, катушки и т. п.
"Давление бензина", номер № Г-6879 "Наддув", номера № И-499 и Е-2348 "М", номер № 14601 "Т", номер № 4152
ГИБКИЙ ЛЕНТОПРИЕМНИК ШКАС
Отмыл приемник и удивился.... не знал, что в 30-х годах уже применялась контактная сварка нержавеющей стали. Очень изящная вещица, попробую отреставрировать, тащусь от дизайна и горжусь нашими предками... Сдвоенная турель на вертлюгах была найдена по правому борту в районе кабины стрелка. По идее, она из кабины штурмана. Возможно её туда забросили позже или при падении вырвало.
Патроны с носовой части были снаряжены в рассыпную ленту, имеющую выштамповки на звеньях, звенья сделаны из пружинящей термообработанной стали. Читать о лентах тут http://www.shooter.com.ua/Boekomplekt/Patronnye_lenty.html
На куске ленты была следующая последовательность снаряжения = патрон с окрашенным красным лаком капсулем = далее патрон с окрашенным красным лаком носиком пули = и так далее, через один. На патронах с красным носиком маркировка (на 12 часов "38", на 6 часов "38", на 9 часов буква "Ш"). Гильза биметаллическая, капсуль заглубленный, с кольцевым обжимом, пуля с двойным обжимом "по кругу". Читать о патронах для ШКАСа тут http://www.sinopa.ee/kalashnikov/k2001/k0101/k010132/k010132.htm
Крупные фотографий этого бомбера смотрите на сайте http://www.shatoon.ru/shop/new/shop_goods.asp?fid=4&rid=158&language=
Автор: "Косильщик а-ка Mower", весна 2004 год.
ЧТО ГДЕ ПОЧИТАТЬ
http://www.virtualpilots.fi/feature/photoreports/blenheim2001/ http://www.virtualpilots.fi/feature/photoreports/blenheim2001/muut.html остатки СБ-2 и прочих раритетов в финском музее, собирают и бережно хранят ВСЕ!
http://www.az.ru/ryzgikoff/avia/WWII/WWII_RUS/SB2_KR/SB2_KR.htm
http://mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/sb.htm
http://www.museum.ru/C2825 есть ещё один СБ-2, требующий реставрации?
http://www.omsk.edu.ru/schools/sch064/samolet/sb2/sb2.htm
http://combatavia.com1.ru/index2sb2.html
http://schools.omskreg.ru/schools/s139/war/avia/sb2.html
http://www.airwar.ru/other/draw/sb2m103.html
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/18/03.htm Чешский СБ-2
http://www.aeroram.narod.ru/win/samolet/sb.htm
http://www.polska.ru/polska/historia/wws.html
http://www.bukmecer.narod.ru/stattyposititeley/A5M.htm Китай и Испания
http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Germ_DD_1/10.htm
http://wio.ru/spain/chinarus.htm Китай и Халкин-Гол
Искалки в Рунете, выдали пяток хилых и мелких фотографий. Через буржуйские искалки графической информации нашлось гораздо больше:
http://www.studenten.net/customasp/axl/plane.asp?cat_id=3&ple_id=600&page=0 подборка редких фото
http://www.swannysmodels.com/Tupolev.html модель СБ-2
http://www.arnes-modellbauseite.de/modelle/SB2/sb2.htm модель раннего СБ-2
http://ww2photo.mimerswell.com/air/su/tupo/05131.jpg
http://aeroweb.lucia.it/~agretch/Monino/mon94js_sb.jpg
http://www.luftfahrtmuseum.com/img/620/czm/39316.jpg прототип двигателя серии М-100, ИспанаСюиза V-12
http://www.luftfahrtmuseum.com/img/620/czm/39315.jpg Hispano Suiza HS 12 Ydrs Das Virtuelle Luftfahrtmuseum www.luftfahrtmuseum.com
http://win.www.airwar.ru/enc/engines/m100.html история двигателя
http://ww2photo.mimerswell.com/air/fin/00157.jpg
http://www.kg200.com/images/sb2pic.jpg
http://www.bubbamoose.com/monino_sb2.html Монинский СБ-2
http://www.ekarjala.fi/museot/eng/lappeenranta/index.html финские авиамузеи
http://usuarios.lycos.es/mrodval/GC52501.HTM подборка редких фотографий
http://www2.helsinginsanomat.fi/english/archive/news.asp?id=20021022IE19 останки экипажа СБ-2 в Финляндии
Ещё статьи про этот регионАрхеологические находки Приморский крайБронзовые зеркала, монеты, украшения, наконечники стрел, копья, посуда и множество других изделий из металла. Находки относятся к государству Бохай (698-926 гг.) и Золотой империи чжурчжэней 1115-1234 гг.
Сихотэ-Алинский железный метеоритСамый крупный фрагмент метеорита имел массу 1745 кг, а общая масса всего найденного вещества составила 27 т. Ученые рассчитали, что начальная масса метеорита была близка к 70-100 тоннам, а его размер - около 2,5 м.
Чжурчжэньский шлем с "бровями"Уже топали на базу вверх по заросшему склону, метр бы вправо-влево взяли мимо и лежал бы он там дальше до скончания веков...
Удача мне улыбнулась дваждыУдача мне улыбнулась дважды как только я понял, что это шлем, позвонил с раскопа археологам, типа что делать, прикопать или доставить?, сказали вынимать.
|